Tire Business: Рейтинг крупнейших шинных производителей – 2018
Bridgestone все еще номер один в шинном мире, но сделка Michelin и Camso может все изменить
После почти десятилетия доминирования японской Bridgestone статус-кво в мировой шинной отрасли может измениться, и все зависит от того, насколько успешно произойдет поглощение компании Camso французской Michelin. Покупка канадского производителя шин для спецтехники за 1,45 миллиарда долларов может увеличить годовой оборот Michelin на 900 миллионов долларов, что позволит компании попробовать обогнать Bridgestone и стать лидером глобальной шинной индустрии. В 2017 году выручка Bridgestone была на 800 миллионов долларов больше, чем у Michelin – 24,4 против 23,6 миллиарда долларов, и оборот японской компании вырос на 9,5% против 5% у Michelin. Продажи Camso вполне могут нивелировать эту разницу.
В Michelin говорят, что объединение Camso и отделения OTR-шин самой компании создаст крупнейшего игрока этого рынка с 26 заводами, 12 000 сотрудниками и годовой выручкой свыше 2 миллиардов долларов. Ведущие позиции в этом сегменте также занимают Bridgestone, Titan (годовой оборот – 1,2 миллиарда долларов), Trelleborg (985 миллионов долларов) и BKT (92 миллиона долларов).
Третье место в общем рейтинге все так же занимает Goodyear с оборотом в 14,3 миллиарда долларов. Еще на 3 миллиарда меньше заработало шинное отделение Continental. Рост продаж на шинном рынке этих двух компаний составил 1,4% и почти 6% соответственно. Хотя отрыв Goodyear от Continental остается стабильным, аналитики из лондонской Astutus Research отмечают, что Continental скоро выйдет вперед в плане объемов производства легковых шин. По их данным, масштаб инвестиций Continental в последние два года, увеличивший выпуск легковых/легкогрузовых шин до 20 миллионов штук, позволит компании сравниться с Goodyear по этому показателю.
По итогам 2017 года в топ-10 произошло только одно изменение – японская Sumitomo обогнала итальянскую Pirelli и заняла пятое место. Это связано с тем, что подразделение грузовых и агрошин Pirelli стало независимой структурой, получившей название Prometeon Tyre Group и занявшей в рейтинге 32 место с оборотом порядка 900 миллионов долларов. Сама Sumitomo увеличила продажи на шинном рынке на 16,7%, что обусловлено в том числе расторжением { Goodyear окончательно расторгла альянс с Sumitomo } глобального альянса Goodyear в конце 2015 года. Продажи Sumitomo в Европе выросли почти вдвое, чем компания в большой степени обязана приобретению британского дистрибьютора Micheldever, а в Северной Америке компания увеличила продажи на 15,7%. Pirelli, вышедшая с рынка грузовых шин, сократила свой оборот почти на 1 миллиард долларов – с 6,93 миллиарда в 2015-м до 6 миллиардов в 2017 году.
Еще одной компанией, усилившей свои позиции за счет приобретения новых активов, стала японская Yokohama, купившая Alliance Tire Group (ATG) в середине 2016 года и за счет этого увеличившая свою выручку почти на 20% до 4,9 миллиарда долларов. В первые шесть месяцев 2018 года продажи ATG росли такими же темпами, как и у родительской компании.
Самой крупной сделкой года в шинной отрасли стала покупка китайской Doublestar 45-процентной доли в южнокорейской Kumho за 607 миллионов долларов, но она еще не отразилась на финансовых результатах компаний. Пока неясно, когда они опубликуют свою консолидированную отчетность, но когда это произойдет, их общая выручка может составить более 3,5 миллиарда долларов, то есть они вплотную подойдут к первой десятке. Прецеденты подобному есть, и, к примеру, сингапурская Giti учитывает показатели индонезийской Gajah Tunggal в своей отчетности, хотя и является миноритарным акционером с долей 49,47%. Michelin тоже владеет акциями Gajah Tunggal (10%), которая производит для компании шины по контракту. Bridgestone лидирует еще и потому, что владеет долями в двух компаниях из топ-75 – турецкой Brisa (42 место, 630,2, миллиона долларов) и финской Nokian (21 место, 1,65 миллиарда долларов). Доля Bridgestone в двух этих компаниях составляет 43,6% и 14,6% соответственно.
В 2017 году японская Toyo, увеличившая продажи на 7,9% опередила американскую Cooper, чей оборот снизился на 2,9%.
Помимо Prometeon, в рейтинге появились еще всего две новые компании – вьетнамская Danang Rubber (71 место, 163,7 миллиона долларов) и китайская Shandong Fengyuan Tyre (73 место, 156,1 миллиона долларов).
Почти половина компаний в топ-75 – шинные производители из Китая, а в первой двадцатке присутствует четыре игрока из КНР – ZC Rubber Group (10 место), Shandong Linglong Group (17), Shandong Hengfeng Tyre (18) и Sailun Jinyu Group (19).
Помимо китайских производителей, в рейтинге представлены семь компаний из Индии, по пять из США и с Тайваня, четыре из Японии, по три из Италии и Южной Кореи, по две из Вьетнама, России и Турции и по одной из Аргентины, Беларуси, Германии, Индонезии, Ирана, Сингапура, Финляндии и Франции.
Только из две из 24 публичных компаний, присутствующих в рейтинге, сообщили о сокращении продаж – Cooper и китайская Triangle. Семь компаний отчитались о двузначном росте продаж на шинном рынке. Существеннее всего вырос оборот Trelleborg (+39,7%) и Brisa (+29,9%).
На долю 10 крупнейших игроков рынка пришлось чуть больше 62% от всех продаж шин в мире, что на 2 процентных пункта меньше, чем годом ранее. Это первый раз за четыре года, когда лидеры не смогли сохранить или улучшить свои позиции, и частично это связано со снижением оборота Pirelli.
Средняя операционная рентабельность 24 публичных компаний составила 10,3%, снизившись на 1,5 процентных пункта в сравнении с предыдущим годом. 15 компаний объявили о снижении операционной прибыли. Лучшую рентабельность продемонстрировали Nokian и Gajah Tunggal – 23,2 и 17,4% соответственно.
Средняя чистая рентабельность публичных компаний снизилась на 0,7 процентных пункта и составила 6,1%. Чистая прибыль снизилась у 14 компаний, а Titan и Kumho отчитались об убытке.